01041974

Публикации и выступления в СМИ

 

Организация психолого-педагогического сопровождения

приёмных семей:

из опыта работы ГУО «Социально-педагогический центр г. Мозыря»

 

По состоянию на 01.10.2015 в г. Мозыре и Мозырском районе образовано 62 приёмных семьи, в которых воспитываются 90 приёмных детей.

Можно смело утверждать, что это сплочённая команда взрослых людей, нацеленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; команда детей, заинтересованных в собственном личностном росте, с готовностью принимающих участие во всех запланированных отделом образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома мероприятиях, с удовольствием участвующих в тренинговых программах, реализуемых на базе социально-педагогического центра.

И немаловажную роль в формировании этой сплочённости    играет система работы по психолого-педагогическому сопровождению приёмных семей, проводимая специалистами социально-педагогического центра.

Уже далеко не новой является идея организации клуба приёмных родителей. Такой клуб работает и на базе  нашего социально-педагогического центра уже более 10 лет. Лаконичное название «Под родительским кровом»  говорит само за себя – в нём есть и нотки домашнего уюта, семейного очага, и нотки присутствия гордого слова – «Родитель». Заседания клуба проводятся ежемесячно и предполагают организацию семинаров, круглых столов, практикумов, психологических тренингов, массовых психологических исследований, причём периодично заседания организуются не только для  приёмных родителей, но и в рамках совместных тренингов «родители+дети». Инновационным является содержательное наполнение заседаний. В ходе  семинаров, практикумов, заседаний круглых столов приёмные родители постигают основы прикладной психологии в самых работающих её моментах (из области когнитивного психоанализа, нейро-лингвистического программирования, арт-терапии, символ-драмы, телесно-ориентированной терапии и пр.). Большинство родителей владеют технологиями бесконфликтного общения, лингвистической метамодели, убеждающего воздействия, эмпатического слушания, арт-терапевтическими приёмами исследования актуальных психоэмоциональных состояний детей, воспитывающихся в семьях и пр., что позволяет им порой самостоятельно решать созданные жизнью проблемы. К пониманию проблемы  большинство приёмных  родителей также относятся с присущей им мудростью – как к очередной задаче, дарованной жизнью, которую предстоит разрешить, которая способна поднять решившего его человека на очередную ступень интеллектуального развития.

В решении проблем приёмных детей психолого-педагогического плана во многом помогают заседания психолого-педагогических консилиумов, не входящие в рамки работы клуба. Психолого-педагогические консилиумы (ППК) проводятся два раза в год, на базе  социально-педагогического центра. Участниками ППК являются педагог-психолог СПЦ, приёмный родитель и специалист социально-педагогической и психолого-педагогической службы учреждения образования, в котором обучается/воспитывается приёмный ребёнок (как правило, педагог-психолог). На консилиумах обсуждаются совместные достижения и недоработки в области психолого-педагогического сопровождения детей, формулируются актуальные задачи  по дальнейшему сопровождению приёмного ребёнка, что в перспективе отображается в плане развития приёмной семьи. К слову, планы развития приёмных семей являются работающими документами, поскольку во всех подробностях включают важнейшие «мишени» ребёнка, требующие корректировки специалистами и исходят из реальных запросов приёмных родителей. Неоднократно в ходе ППК отмечались случаи откровений приёмных родителей – вскрытие проблем приёмных детей, которые были спрятаны ввиду интимности или гордыни («справлюсь сам»). Сама атмосфера ППК (непринуждённая, соответствующая основным принципам роджерианского гуманистического подхода) позволяет открыться проблемам, что является первым шагом для их разрешения.

 Важным этапом ППК является обсуждение карт диагностического развития приёмных детей. Причём данные, представленные в картах педагогами-психологами учреждений образования, не являются формальными. Их действительный характер подтверждается продуктами детской деятельности (тестовыми ответами, рисунками и пр.), на основании которых и обсуждаются динамические изменения, произошедшие в каждом приёмном ребёнке в течение полугодия.

Тематика заседаний клуба приёмных родителей разрабатывается с учётом их пожеланий. Так, в 2014-2015 учебном году рассматривались темы: «Убеждения и мы», «Выбор профессионального пути», «Внимание: детская агрессия», «Вопросы организации досуговой деятельности детей», «Факторы успеха», «Возможности формирования жизнеутверждающей позиции личности», «Гигиена на каждый день»,  «Игра больше, чем игра…».

В сентябре 2015 была обсуждена проблема бесконфликтного общения родителей с приёмными детьми. В текущем 2015-2016 учебном году планируется обсуждение тем: «Проблемы нарушения привязанности у детей, оставшихся без попечения биологических родителей», «Проблемы целеполагания и личностного роста у приёмных детей», «Актуальные проблемы приёмных детей: вопросы коррекции детской агрессии, лжи, воровства, низкой мотивационной вовлечённости в учебный процесс», «Проблемы профилактики аддиктивного поведения детей».

Важным достоинством работы клуба являются периодически  организуемые тренинги. Основная цель тренинговой работы- научить приёмных родителей любить мир и себя в этом мире, глубже познать себя и увидеть ведущие ресурсы, на которые можно опереться, воспитывая детей, принятых на воспитание в семьи.  Зачастую психологические тренинги проходят в нестандартной обстановке. Так, в мае 2015 года тренинг погружения в себя (в системе «родители+дети») был организован на лоне природы. У подножия величественного дуба, на шелковистой зелёной траве был установлен демонстрационный столик с разложенными на нём метафорическими ассоциативными картами. И началась кропотливая работа по исследованию каждым самого себя, по поиску в себе ресурсов, позволяющих стать успешнее, мудрее, счастливее. В 2015-2016 учебном году запланированы тренинги: «Тренинг ассертивности», «Тренинг педагогической осознанности», «Тренинг «Перекат напряжения» с элементами телесно-ориентированной терапии», «Тренинг групповой сплочённости «родители+дети» «Вавилонская башня».

Отрадно, что в ходе заседаний клуба организуется взаимодействие приёмных родителей по обмену опытом воспитания принятых в семью детей.

Родители, желающие повысить свой профессионализм, имеют доступ к электронным ресурсам библиотек, систематизированных на базе нашего социально-педагогического центра, имеют возможность получать по электронной почте наиболее полезные издания в виде электронных рассылок. 

В этом году нами был запущен ещё один небезынтересный проект со звучным названием «Звёздный путь: на пути к совершенству», для  воспитанников детского дома семейного типа. В основу проекта заложена метафора: в одном ветхом доме жила очень больная женщина. На подоконнике её старого дома росло растение в зелёном горшке. Но женщина очень болела и наступил день, когда скорая помощь увезла её в больницу. Цветок остался стоять на    подоконнике в гордом одиночестве. И он бы погиб, если бы не добрая, заботливая женщина из соседнего дома. Она забрала цветок к себе, всячески старалась его оживить, заботилась о нём. Но цветок не принимал её забот, он отказывался пить воду, купаться в солнечных лучах, иссыхая, он тосковал о своей прежней хозяйке.

Он бы погиб, если бы в один прекрасный день не поразмышлял хорошенько и не пришёл к важному для себя выводу: нужно жить, расти, принимать всё добро, дарованное заботливым окружением. И он расцвёл такими прекрасными соцветиями, которых   никогда у него прежде не бывало. Все восхищались его красотой. Он понял важную истину: неважно, где ты растёшь, важно, что ты при этом делаешь – растёшь вверх и цветёшь или иссыхаешь и погибаешь.

После того, как воспитанники детского дома семейного типа изобразили цветущее растение в своих тетрадях по саморазвитию, приступили к обсуждению и подписыванию договоров проекта. Основа проекта – бихевиристическая модель регуляции поведения (система положительных и отрицательных подкреплений). Были оформлены красочная  доска с указанием имён детей,  звёзды красного и тёмно-синего цветов, разработаны критерии  оценки  «достижений» (награждаются красными звёздами) и «промахов» (отмечаются тёмно-синими звёздами) во всех сферах жизнедеятельности, механизм просчёта победителей. На семейном совете ДДСТ, по пятницам, в присутствии педагога-психолога СПЦ ведётся обсуждение событий недели, выделяется и награждается победитель недели.

Кроме того воспитанники детского дома семейного типа включены в еженедельную тренинговую работу на базе СПЦ, нацеленную на личностный рост.

Проект заработал, осуществлён диагностический констатирующий срез особенностей личности детей (сентябрь, 2015),  планируется  получение позитивных сдвигов в ходе контрольного замера (в мае, 2016).

Ещё один проект «В лучах поздравлений», немаловажный для поддержки психоэмоционального благополучия приёмных детей, находится на рассмотрении в отделе культуры Мозырского райисполкома.  Планируется  организация ежемесячных поздравлений именинников из числа приёмных детей на базе кинотеатра «Мир». После причитающихся чествований планируется поведение мастер-классов, встреч с интересными людьми (бывшими выходцами из приёмных семей, добившимися социального признания; медиками и др.) и бесплатный показ кинофильма или мультипликационного фильма, имеющего важное идейно-воспитательное значение. Этот проект будет способствовать повышению самоценности приёмных детей (ведь так приятны публичные поздравления), поддержке братско-сестринских отношений у детей, воспитывающихся в разных приёмных семьях, формированию коллективизма и чувства значимости для других людей.

Система работы с приёмными семьями, разработанная специалистами социально-педагогического центра г. Мозыря, имеет положительные результаты, направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в приёмных семьях, способствует развитию у детей самобытности, социальной компетентности и оптимизма. Надеемся на дальнейшее развитие и совершенствование обозначенных проектов.

 

Педагог-психолог ГУО»СПЦ г.Мозыря»

Виктория Валентиновна Гульчик



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Публикации и выступления в СМИ

Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Сопровождение приемных семей
Открыть раздел Сопровождение приемных семей
Интернет-ресурсы государственных органов president.gov.by Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь government.by Совет Министров Республики Беларусь sovrep.gov....
Открыть раздел Полезные ссылки
The LineAct Platform